В результате интенсивного индустриального развития в годы послевоенных пятилеток страна ощутила дефицит технической соли, который выражался цифрой порядка 2 млн. тонн. Одним из аспектов разрешения проблемы было открытие Калкаманского солепромысла. Строительство, стартовавшее в 1950 году, сначала велось силами рабочих, завербованных с разных концов страны. Затем на месторождение были направлены переводом специалисты-соляники из других предприятий.
Сложность разработки Калкаманских солевых месторождений заключалась в том, что здесь залегали пласты, не уступающие по крепости камню. Не случайно местную соль называли «чугункой». В начале 1959 года добыча соли велась взрывным методом с дальнейшей отгрузкой экскаваторами. Чтобы справится с высокопрочными пластами в 1962-1965 годах были созданы первые в стране солефрезерные комбайны (СФК), а процессы добычи и первичного обогащения солевого продукта были полностью механизированы.
С 1957 года на промысле начал действовать брикетный цех, который занимался изготовлением брикетов кормовой соли для животных.
В 60-х годах прошлого века в состав треста «Павлодарсоль» входили Таволжанский, Коряковский солепромыслы, Перевалочная база по Иртышу, а позже и Калкаманский солепромысел.
В 1961 году на промысле начали монтировать солекомбайн, доставленный узлами из Украины.
В 1962 году на берегу соляного озера Большой Калкаман началось возведение производственных мощностей соляного предприятия и строительство рабочего поселка. Была проложена железная дорога, по которой соль в вагонах доставлялась к местам назначения.
В 1963 году был сдан в эксплуатацию солекомбайн, производительность которого составляла 70 тонн соли в час. С этого момента добыча велась исключительно солекомбайнами. Однако доля ручного труда оставалась значительной.
В 1966 году работники солепромысла смонтировали и пустили в эксплуатацию новые отечественные прессы, которые позволили увеличить выпуск брикетов для животноводства до 50 тыс. тонн.
С 1968 года начались существенные сдвиги в областях автоматизации производства и замене ручного труда при затаривании и расфасовке продукции, а также повышения качества соли и наращивания добычи до 500 тысяч тонн. В этом же году был запущен второй солефрезерный комбайн. За сезон было добыто 345 тыс. тонн соли высокого качества. На солекомбайнах внедрены гидроциклоны, что значительно улучшило качество промывки продукта.
В 70-е годы большинство работ на Таволжанском солепромысле было механизировано. Поступавшие с озера составы с солью механической лопатой разгружались в завальную яму. Из нее кристаллообразная масса конвейером подавалась на обогатительную установку. Соль в нее поступала почти земляного цвета, а выходила из установки на конвейер уже белой. Продукция формировалась в горы. Бичом соляников были пыльные бури. После них белая соляная гора становилось серой. Тогда верхний слой срезался бульдозером, снятую соль использовали на изготовление брикетов для животноводства.
Процесс изготовления брикетов для животных был механизирован. Ручной труд преобладал лишь в цехе расфасовки, где, в основном, работали женщины. Упакованная в килограммовые пачки соль непрерывным потоком по конвейеру шла в вагоны.
Промысел отгружал свою продукцию – соль всех ассортиментов и помола, йодированную пищевую, брикеты для животноводства – во все области Казахстана, в Кемерово, Новосибирск, Томск, Красноярский край, на Дальний Восток и Крайний Север.
В связи с истощением запасов соли в Таволжанских озерах планировалось начать работу на озере Светлица, что в 80 км от Таволжана, с объемом добычи соли до 100 тыс. тонн. Но для этого необходимо было обеспечить техническую базу по добыче, обогащению, проложить инженерные сети водоснабжения и создать нормальные бытовые условия рабочим.
Запуск добычи соли на озере Светлица позволил комбинату «Павлодарсоль» в сезон 1970 года довести добычу до рекордных 530 тыс. тонн, из них 25 тыс. тонн шли на расфасовку. Для улучшения качества добываемой соли на озере Светлица была построена береговая обогатительная установка. В Таволжане запущен новый фасовочных цех с четырьмя автоматами по расфасовке соли и печатно-высекательный автомат, внедрена в производство механизированная линия по затариванию продукта, что намного снизило долю ручного труда.
1976 год – время большой добычи соли. Было добыто порядка 300-350 тысяч тонн. В рекордный день отгрузки был отправлен 31 вагон. В этом же году в подчинение комбината «Павлодарсоль» переходит предприятие по добыче кормовой соли на озере Карабастуз в Семипалатинской области. Уже в 1977 году была налажена добыча соли, что позволило ежегодно отгружать животноводству Восточных и Южных районов Казахстана 30 тыс. тонн продукции.
1977 год – год технической перенастройки: планировалось внедрение новых технологий по добыче, обогащению, сушке, расфасовке и затариванию соли. В результате были внедрены новые линии: аппарата кипящего слоя по сушке продукта и автоматического затаривания в бумажные, а затем в полиэтиленовые мешки по 50 кг. Был смонтирован новый комбайн с двумя фрезами, что позволило повысить производительность труда и сократить в два раза потери при добыче.
Добыча соли на озере Светлица была прекращена в 1982 году из-за истощения его запасов. По тем же причинам был законсервирован Коряковский солепромысел.
С развалом Союза наработанный десятками лет рынок рухнул в одночасье. Прекратились поставки машин, запасных частей, материалов, ГСМ. Но компания выстояла.
С наступлением новых экономических условий комбинат «Павлодарсоль» в 1993 году был преобразован в Акционерное Общество «Павлодарсоль». Рынок требовал совершенствования технологий производства и обработки соли, повышения ее качества, выпуска новых видов продукции. И АО «Павлодарсоль» отреагировал на новые потребности заказчиков. Был начат выпуск соли «Экстра» с добавлением различных пряностей. Внедрена новая технология, обеспечивающая экологическую чистоту продукции: сушка соли в аппаратах кипящего слоя воздухом, нагретым в электропечах.
2007 год – для предприятия сложился удачно. Запланированный объем добычи был выполнен практически на два месяца раньше – в начале сентября.
2009 год – добыча ведется в районе Калкамана. После двадцатилетнего перерыва вновь ожил Таволжанский солепромысел.
2010 год – окончание консервации Коряковского озера.
Сейчас заметно возросла стоимость перевозок на всех видах транспорта, что привело к значительным финансовым потерям у производителей соли и продукции из нее. Часто случаются ситуации, когда доставка контейнера обходится гораздо дороже, чем стоимость загруженной в него соли. Производство вынуждено ждать, пока груз не поступит на конкретную станцию потребителя, и тот, в свою очередь, не оплатит счет. На это уходят месяцы. Чем дальше потребитель, тем дороже производству обходится доставка, и тем дольше он вынужден ждать оплаты за свою продукцию. Для решения таких проблем комбинаты развивают дилерскую сеть по конкретной стране, где бремя оплаты за тариф перекладывается на пару «дилер-потребитель»