Зимний период вносит в эксплуатацию дорожных покрытий свои коррективы. Сильные морозы, снежный накат, колейность, ветры и гололёды, сменяющиеся в южных районах продолжительными оттепелями и дождями, увеличивают количество повреждений дорожного полотна. Мерзлый грунт, глубокий снежный покров сильно замедляют движение автотранспорта по дорогам, что уменьшает пропускную способность автодорог и повышает себестоимость пассажирских и грузовых перевозок. Кроме того, такие сложные дорожные условия ухудшают безопасность движения и провоцируют рост ДТП.
Зимняя скользкость возникает из-за отложения снега и образования льда на поверхности дорожных покрытий, что приводит к ухудшению сцепления колес автомобиля с поверхностью покрытия. Работоспособность дорог и безопасность передвижения по ним существенно зависят от качества их подготовки к зиме и проведению противогололедных мероприятий в холодный период года.
Эффективное зимнее содержание автодорог – это комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного передвижения транспортных средств на автодорогах и искусственных сооружениях. Он включает: защиту автодорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предотвращение и ликвидацию зимней скользкости и наледей. Для этого снег удаляют с проезжей части, пешеходных зон, переходно-скоростных полос, площадок и остановок маршрутного транспорта.
Для эффективной подготовки автомобильных дорог к зиме до наступления холодов проводят следующие мероприятия:
Комплекс мероприятий по зимнему содержанию автодорог, проводимый дорожно-эксплуатационными службами, должен обеспечивать постоянную, надежную и эффективную работу автомобильных дорог и сооружений на них, безопасные условия движения транспортных средств. Состояние дорог в самых сложных климатических условиях должно соответствовать нормативам. Для этого ДЭС должна быть способна выполнять сложную функцию руководства дорожным хозяйством на современном инженерном уровне.
Во время снегопадов, метелей и при других неблагоприятных климатических условиях на автодорогах, в зависимости от дорожно-климатической зоны, образуются различные дефекты на автодорогах, которые затрудняют дорожное движение.
Дорожно-климатические зоны, в которых располагаются автомобильные дороги в РФ
Типичные дефекты, возникающие на дороге в зимний период, приведены ниже.
№ п/п | Наименование дефекта | Описание дефекта |
---|---|---|
1 | Свежевыпавший (рыхлый) снег | Слой снега, образующийся на дорожном покрытии во время снегопада и метелей. В зависимости от состояния, снег может быть сухим, влажным, мокрым и различной плотности |
2 | Стекловидный (черный) лед | Лед на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной 1-3 мм или в форме матовой белой шероховатой корки, толщина которой составляет до 10 мм и более |
3 | Снежный накат | Слой снега, уплотненный автотранспортом |
4 | Талый снег | Снег, превращенный в жидкую массу применением ПГМ и движением транспортных средств |
5 | Снежный вал | Накопление снега в виде продольного вала, созданного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия |
6 | Отсутствие работоспособной снегозащиты | На снегозаносимых участках дороги отсутствуют эффективные средства, способные защитить их снежных заносов |
7 | Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках | Снег, ледяные отложения, иней осложняют восприятие информации на дорожных знаках, установленных в соответствии с дислокацией |
Эксплуатационное состояние конструктивных элементов автодорог и дорожных сооружений при реализации мероприятий, предусмотренных проектом по организации работ зимнего содержания дороги, должно удовлетворять требованиям ГОСТа Р 50597-93 при всех климатических условиях. Соответственно, дорожно-эксплуатационная служба обязана проводить необходимые работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования, федерального значения и искусственных сооружений на них согласно приказу Минтранса РФ от 01.11.2007 г. № 157.
Номенклатура мероприятий по зимнему содержанию дорог во многом зависит от степени снегозависимости и гололедоопасности дороги.
Гололёд на дорожном полотне образуется в результате смены температуры, когда после холодов наступает потепление с большим количеством влаги в воздухе. Иногда гололёд появляется в результате переохлаждения дождевых капель; тогда он превращается в лед при ударе о твердые предметы. В этих случаях бывает особенно сильный гололёд, который продолжается несколько дней. Нарастание льда на дорожном полотне происходит быстро: ледяной покров различной толщины образуется в течение двух или трех часов.
Борьба со снегом на автодорогах включает: устройство снегозащиты (специальных конструкций земляного полотна) и проведение работ по очистке проезжей части от снега снегоуборочной техникой с учетом метеорологических данных. Такие сведения получают от АДМС (в том числе и снегомерных пунктов), метеостанций и метеолокаторов Росгидромета и других организаций.
В моменты сильнейших снегопадов привлекается определенное количество единиц техники, на спусках и подъемах дорог организовывается дежурство эвакуационной техники. Также проводится расчистка дорог от снега и превентивная обработка противогололедными материалами.
Противогололедные материалы – твердые (сыпучие) или жидкие – это дорожно-эксплуатационные материалы или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью.
Противогололедные материалы подразделяются на:
Схематично разделение ПГМ представлено на рисунке ниже.
Преимущества современных ПГР:
При анализе ПГР обратите внимание на следующие показатели качества:
Экологические:
Физико-химические:
Технологические:
Органолептические:
Весь теоретический материал написан на основе законодательных актов РФ и
доклада представителей НИЦ "Курчатовский институт" – ИРЕА.
Наиболее популярны в борьбе с зимней скользкостью на автодорогах химические ПГР на основе хлористых солей (NaCl, CaCl2, MgCl2, KCl), которые характеризуются целым комплексом позитивных качеств:
Но, наряду с преимуществами, хлориды присущи некоторые недостатки. Основной – негативное воздействие на металлические и бетонные конструктивы автодорог. Преодолеть минусы противогололедных хлоридных материалов позволяет создание комплексных ПГР, в состав которых, помимо хлоридов, входят компенсирующие модификаторы.
К использованию на дорогах допускаются только реагенты, которые не несут опасность для людей и животных, не вредят работе гидротехнических и других инженерных коммуникаций, не разрушают дорожное полотно и металлические элементы инженерных сооружений, не сокращают рабочий период шин автомобилей. Оценка пригодности реагентов осуществляется в 2 этапа:
Компания «ЕСК» осуществляет запуск в производство ПГР на базе технической соли: эффективных, безопасных для человека, окружающей среды и дорожных инженерных сооружений. Также клиенты могут приобрести качественный исходный материал для производства ПГР – соль Галит – или ее более дешевые аналоги типа песко-соляных смесей.